9-й Международный Балтийский транспортный форум

Информация о мероприятии

7-8 сентября 2017 года в Калининграде состоялся IХ Международный Балтийский транспортный форум. 

На протяжении двух дней специалисты из России, Беларуси, Литвы, Эстонии, Германии и других стран решали вопросы транзитных перевозок в Балтийском регионе, приоритетное внимание было уделено российскому транзиту. Обсуждали проблемы конкуренции на Балтике, развитие транспортной инфраструктуры и новые проекты в транспортной сфере, взаимодействие портов и железной дороги, пути повышения эффективности перевозочного процесса, совершенствование таможенных процедур, стратегию развития транспортно-логистического потенциала Калининградской области и многие другие.

Делегаты Форума отметили, что, несмотря на постоянные споры о проблемах транспортной доступности региона, росте тарифов, излишнем регулировании и администрировании, грузопоток в направлении Калининграда увеличивается. Совокупная доля мощности транспортного комплекса Калининградской области, задействованной в грузовых перевозках, в 2016 году составила 31%, что показывает высокий потенциал транспортной отрасли региона, особенно с учетом начинающегося роста дефицита мощностей морских портов Северо-Западного федерального округа.

Калининградский порт связан контейнерными линиями с портами Голландии, Англии, Германии, Польши, Литвы, Финляндии и Швеции; имеет железнодорожные и автомобильные паромные линии, связывающие его с портами Засниц, Усть-Луга, Санкт-Петербург. ФГУП «Росморпорт» оценивает рост грузооборота в порту Калининград в 2017 году –  от 7 до 11%. По оценкам экспертов, стивидоры планируют перевалить 12,5-13 млн тонн грузов.

В регионе реализуется план развития сети автомобильных дорог, основным объектом которого является Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны.

Заканчивается строительство аэропорта – будущего авиахаба. Созданы условия для привлечения как импортного, так и экспортного груза, в том числе в рамках международного проекта «Новый Шелковый путь». Строится  глубоководный терминал с хранилищем для сжиженных углеводородов, который обеспечит возможность подачи газа потребителям Калининградской области в объеме до 2,7 млрд куб. м газа в год. Активно реализуется проект строительства новых  4 теплоэлектростанций.

Идёт работа над проектом Пионерского паромно-пассажирского порта. Пассажиропоток на новом круизном терминале может в перспективе составить 250 тыс. пассажиров в год (по базовому варианту), или 33 тыс. в год (по консервативному сценарию), что в настоящее время соответствует пассажиропотоку через порт Клайпеда.

В ходе обсуждения участники вновь выразили поддержку этим точкам роста, особо отметив проекты развития дорожной инфраструктуры, связанные с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года.

В процессе двухдневного общения делегаты Форума определили ключевые проблемы, решение которых позволит бизнесу и власти достичь синергетического эффекта в решении актуальных проблем Балтийского региона.

Участники IХ Балтийского транспортного форума считают важным обратиться в Правительство Российской Федерации, Морскую коллегию при Правительстве РФ, Комитет по транспорту Государственной Думы России, Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Министерство экономического развития РФ, Федеральную таможенную службу РФ, Правительство Калининградской области, ОАО «РЖД» и другие организации и ведомства со следующими предложениями и рекомендациями: 

Для улучшения ситуации с географической доступностью региона важны:

– Повышение качества транспортных услуг, рост пропускной способности транспортных систем и снижение транспортных издержек пользователей транспортных услуг, повышение эффективности перевозок грузов и пассажиров, что будет способствовать экономическому росту региона и улучшению качества жизни населения.

Необходимо:

– Оказать особое внимание всем вышеназванным проектам (авиахаб, глубоководный терминал с хранилищем для сжиженных углеводородов, Пионерский паромно-пассажирский порт).

– Проконтролировать соблюдение сроков ввода в эксплуатацию всего аэровокзального комплекса - 30.03.2018 г.

– Всячески содействовать исполнению в срок Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.06.2017 г. № 1227-р об утверждении плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области, в котором предусмотрено строительство трех новых паромов для работы на линии Балтийск – Усть-Луга в 2018-2020 годах.

– Не ослаблять контроль над строительством Кольцевого маршрута в направлении городов Балтийска и Светлого с выходом на Северный обход Калининграда. Так как маршрут позволит соединить важнейший форпост России, место базирования Балтийского флота, с расположенными там крупнейшим предприятием по переработке сои, транспортным нефтяным терминалом «Лукойл». Через Северный и Южный обходы города Калининграда с ответвлениями трансъевропейских транспортных коридоров 1-А «Рига-Калининград-Гданьск», 9-Д «Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград» и федеральной сетью автомобильных дорог: Калининград-Черняховск-Нестеров, Гвардейск-Неман до границы с Литовской республикой.

– Рассмотреть возможность запуска скоростных поездов из Калининграда и отмены НДС на авиабилеты на калининградском направлении.

– Поддержать перевозки пассажиров двухэтажными составами, которые позволят снизить себестоимость поездки в Москву, а в перспективе - и в Санкт-Петербург. Помочь проработке технических инфраструктурных вопросов с Литвой и Белоруссией.

– Продолжать работу по снижению стоимости внутриобластных перевозок в Калининградской области и организации качественного сервиса в интересах клиентов, так как реализация этих проектов позволит снизить нагрузку на дорожную сеть на 1,5 млн тонн по году, а это более двухсот 20-тонных автомобилей ежесуточно.

– Улучшать пропускную способность железных дорог; продолжать проводить согласованную тарифную политику железнодорожных администраций Литвы, Беларуси и России.

– Развивать комбинированные железнодорожные перевозки.

– Развивать транзитные и контейнерные перевозки в регионе. Помогать организации транзита контейнерных поездов сообщением Китай – Европа – Китай через российско-польские пограничные переходы с перегрузом контейнеров на Калининградской железной дороге, что важно для расширения логистических связей с Евроазиатским пространством.

– Содействовать работе новой морской контейнерной линии «Балтийский экспресс», которая соединит терминал Бронка в Большом порту Санкт-Петербург и Морской торговый порт Калининград.

– Повышать конкурентоспособность портовой инфраструктуры региона в борьбе за российские грузы, переваливаемые транзитом через порты Прибалтийских стран. Развивать припортовую инфраструктуру в Калининградской области.

– Продолжить внедрение электронного декларирования при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита и дальнейшее совершенствование процесса таможенного администрирования с использованием передовой международной практики; сокращать сроки совершения операций в железнодорожных пунктах пропуска.

– Оказать господдержку российского лизинга большегрузных автотранспортных средств в регионе через: субсидирование авансового платежа 10-30% по лизингу, субсидирование процентной ставки по лизингу.

– Среди возможных законодательных мер поддержки также учесть возможность:

– Освобождения от утильсбора с автомобильных транспортных средств (АТС), ввозимых в режиме ИМ-78 (в режиме свободной таможенной зоны); снятия ограничительных мер по ввозу АТС ИМ-78 (разрешить ввоз в Калининградскую область АТС свыше 3-х лет без заградительных пошлин);

– Начать переговорный процесс со странами-членами ЕАЭС по:


снятию ограничений по маршруту движения АТС, оформленных в режиме свободной таможенной зоны ФЗ-16 (Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);

выпуску в свободное обращение АТС, оформленных в режиме свободной таможенной зоны до 2010 года по остаточной стоимости, на основании специального Постановления Правительства;

внесению поправок Таможенный кодекс ЕАЭС возможности ввоза АТС в области по Евролизингу для временных владельцев, лизингополучателей.

– Рассмотреть возможность компенсации затрат по грузовым автомобильным перевозкам, вызванным эксклавностью региона, посредством субсидирования грузовладельцев-производителей региона, в рамках Постановления Правительства РФ – по аналогии с субсидированием железнодорожных перевозок. Величина субсидии может быть привязана к разнице ставки за 1 км между ставкой на калининградском маршруте (55 руб./км) и при внутрироссийских перевозках в других регионах России (45 руб./км). Это примерно может составить 5-10 руб./км. Далее на основании ЦМР (международная товарно-транспортная накладная), подтвержденной таможней, расчет субсидий ведется в зависимости от расстояний доставок по справочникам расстояний Минтранса. Бюджет на субсидии грузовых автоперевозок может составить около 1,0-1,5 млрд руб.

– Участниками Балтийского транспортного форума отмечены значительные эффекты от реализации проекта организации регулярных контрейлерных перевозок на «пространстве 1520», в том числе: 

политические: повышение устойчивости национальной транспортной системы, укрепление системы национальной и коллективной безопасности и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, ускорение интеграционных процессов;

экономические: снижение транспортных издержек, повышение скорости доставки грузов, развитие рынка логистических услуг (оптимизация цепей поставок и сетей распределения, генерирование новых бизнес-процесов и др.);

социальные: создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и отдыха водителей, снижение аварийности на автодорогах, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть и др.;

экологические: снижение выбросов углекислого газа в атмосферу и потребления тепловой энергии, уровня шума, загрязнения почвы и прочее.

Рассмотрев актуальное состояние организации регулярного контрейлерного сообщения на пространстве железнодорожной колеи 1520 мм, делегаты форума констатируют, что данный инфраструктурный транспортный проект, позволяющий достичь весомых экономических и социально значимых для государства эффектов, вступил в практическую фазу реализации. В связи с чем, важно:

– В рамках актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусмотреть формирование Целевой программы (подпрограммы в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России») развития контрейлерных перевозок.

– Рассмотреть возможность упрощения административных процедур пересечения государственной и таможенной границы Российской Федерации при осуществлении контрейлерных перевозок

– В рамках формирования эффективных механизмов управления на данном этапе развития Проекта сформировать Межведомственную рабочую группу по координации деятельности органов исполнительной власти и бизнес-структур в процессе подготовки и реализации проекта регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации.

– В целях обеспечения реализации комплексного подхода к развитию национальной транспортной системы, гармоничного и скоординированного развития различных видов транспорта, формирования эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, внедрения инновационных технологий, интеллектуальных транспортных систем и др. рассмотреть возможность создания и организации деятельности Института комплексных транспортных проблем.

– В целях снятия габаритных ограничений рассмотреть и утвердить разработанный ОАО «РЖД» контрейлерный габарит погрузки и Методику проверки предполагаемых маршрутов перевозки и выявления на них подлежащих переустройству объектов инфраструктуры для использования на полигоне Российских железных дорог. 

– Профильным министерствам и ведомствам государств-участников Таможенного Союза – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации активизировать работу по проекту организации регулярного контрейлерного сообщения. В рамках формирования Единого Экономического Пространства необходимо добиваться упрощения действующих процедур прохождения внешних границ пространства. Необходимо сокращать излишний объем сведений которые требует нынешнее таможенное законодательство при оформлении процедуры таможенного транзита на импортные товары ввозимые на территорию Таможенного Союза до сведений содержащихся в перевозочных документах.

– Разработать порядок осуществления транспортного контроля в отношении АТС, перемещаемых контрейлерным поездом, и порядок совершения таможенных операций в отношении грузов, перемещаемых в АТС маршрутным контрейлерным поездом.

– Закрепить за контрейлерными терминалами статуса международного железнодорожного пункта пропуска (разработка – ОАО «РЖД», согласование – Минтранс, ФТС, Минфин (утверждает и контролирует задания по сбору таможенных платежей), при участии АСМАП (совещательно).

– Разработать тарифную политику в отношении маршрутных контрейлерных поездов (согласование с ФСТ, направление предложений по тарифным ставкам в ЕЭК).

– Необходима корректировка системы страхования АТС и грузов в контрейлерных перевозках (Минэкономразвития, Минфин, страховщики).

В целях создания необходимых условий и популяризации отдыха на воде в сфере яхтенного туризма требуется решение на федеральном уровне следующих вопросов:

– сохранение и преумножение протяжённости внутренних водных путей, отвечающих требованиям безопасности плавания маломерных и прогулочных судов;

– создание по берегам рек, заливов, озёр и водохранилищ мест для стоянки этих судов;

– закрепление за Минтрансом России, в оперативном управлении которого находятся причальные сооружения в морских портах, как объекты государственной собственности, обязанности предоставления права на стоянку яхтенным и прогулочным судам под иностранным флагом, заходящим в Россию в туристических целях;

– предоставления льгот в системе государственного налогообложения для предприятий, занятых в сферах малого судостроения  или снизить импортные пошлины на ввоз яхтенных и прогулочных судов, которые не производятся в странах Таможенного Союза;

– обнуление импортных пошлин для спортивных парусных судов, предназначенных для занятий детским парусным спортом и судов олимпийских классов;

– в целях исключения дискриминационного положения маломерных судов, зарегистрированных в ГИМСе (Государственная инспекция маломерных судов) МЧС России, в части возможностей их коммерческого использования инициировать внесение изменений в нормы федерального законодательства следующего содержания: 

Предложения о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и в пункт 11 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»:

– Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, № 18, ст. 2207; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 52, ст. 5581; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6246; 2009, № 1, ст. 30; № 29, ст. 3625; 2011, № 25, ст. 3534; № 45, ст. 6365; 2012, № 18, ст. 2128; № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4321; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566; №42, ст. 5615) следующие изменения:

– в пункт 4 статьи 6 исключить слова «используемыми в некоммерческих целях»;

– последний абзац пункта 2 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов и маломерных судов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

– в пункте 1 статьи 23 исключить слова «используемых в некоммерческих целях»;

– в пункте 5 статьи 33: в абзаце первом исключить слова «используемых в некоммерческих целях»;

в абзаце втором исключить слова «используемых в некоммерческих целях».

– Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256; 2009, № 1, ст. 30; № 28, ст. 3625; № 52, ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4294; № 30, ст. 4577; № 45, ст. 6335; 2012, № 18, ст. 2128; № 25, ст. 3268; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566; № 42, ст. 5615; № 45, ст. 6153) следующие изменения: в пунктах 1, 2 и 3 статьи 17 исключить слова «используемых в некоммерческих целях»; в пунктах 1 и 3 статьи 35 исключить слова «используемых в некоммерческих целях» и «и используемых в некоммерческих целях» соответственно.

– Внести в пункт 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2014, № 6, ст. 566) изменения, включив в подпунктах г) и д) после слов «за исключением» слова «маломерных судов».

Резолюция составлена на основе предложений делегатов Форума. Участники IХ Международного Балтийского транспортного форума выражают надежду на то, что вопросы, изложенные в резолюции, будут рассмотрены всеми ведомствами, которые могут повлиять на сложившуюся ситуацию, и станут предметом для формирования государственной политики России в области развития транспортно-логистической отрасли. И в связи с этим просят направить ответы по затрагиваемым в настоящем документе проблемам через Оргкомитет форума от всех ведомств, в которые была направлена настоящая резолюция.