Меры государственной поддержки портового бизнеса
Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко на IV Международном форуме «ЮгТранс-2008: Диалог морских держав», 2-5 сентября 2008 г.
Уважаемые дамы и господа, участники форума!
Уважаемые коллеги!
Важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование развитой и современной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы, интеграцию и укрепление позиций России на мировых рынках.
Одним из приоритетных направлений развития базовой инфраструктуры является увеличение портовых мощностей и объемов перевалки грузов в портах.
Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется около 60 % внешнеторгового грузооборота России.
Грузооборот морских портов Российской Федерации в 2007 году составил 541 млн. тонн, что более чем на 7 % выше уровня 2006 года и, на 12% выше максимального объема перевалки грузов всеми портами Советского союза в 1990 году.
В 1 полугодии текущего года объём перевалки грузов в отечественных портах вырос на 2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 223 млн.тонн. Порты Балтии и Украины за этот же период снизили объёмы обработки грузов (на те же 2 %).
На приведенном слайде представлено распределение грузов по номенклатуре, бассейнам и видам перевозок.
Необходимо отметить, что в 1992 году порты сопредельных государств перерабатывали 54% российских грузов, российские порты — только 46%. С 2000 года по настоящее время доля портов сопредельных стран в общем объёме перевалки российских грузов сократилась до 22 %. К 2015 году планируется довести эту цифру до 10%.
Развитие портов осуществляется через реализацию Федеральных целевых программ, которых в настоящее время в сфере деятельности Росморречфлота насчитывается около 16.
Объемы инвестиций показаны на слайде №3.
Необходимо учитывать, что выполнение Федеральных целевых программ (основная — подпрограмма «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» — должно производиться с учетом схем территориального планирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г. утверждены изменения, вносимые в программу с целью продления её действия до 2015 года и изменения названия на «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)».
Таким образом, реализация мероприятий этой подпрограммы позволит до 2012 года увеличить мощность российских портов на 305 млн. тонн.
Новая программа включает подпрограмму «Морской транспорт» с общим объемом финансирования 631 млрд. руб., в том числе 182 млрд.руб. (30 %) — средства федерального бюджета, 449 млрд.руб. (70 %) — внебюджетные источники (Соотношение: на 1 федеральный рубль привлекается 2,5 рубля инвестиций. Ранее этот показатель составлял 1 к 7. Соотношение это условное. Уменьшение показателя связано с тем, что в настоящее время осуществляются масштабные вложения в объекты портовой инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности).
В соответствии с целевыми показателями подпрограммы прирост производственных мощностей российских портов составит 454 млн.тонн, а объем перевалки грузов в российских портах в 2015 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза и достигнет 774 млн. т. путем реализации следующих основных проектов:
- полное развитие порта Усть-Луга с достижением в 2015 году с грузооборота порядка 170 млн. тонн;
- строительства глубоководного порта (в бухте Приморская, Калининградская обл.) и контейнерного хаба в Балтийске. К 2015 году планируется ввести первую очередь, мощностью 15 млн. тонн в год;
- развитие глубоководного порта Мурманск на западном берегу Кольского залива;
- строительство терминала по перевалке сжиженного газа мощностью первой очереди 14 млн. т в пос. Териберка Мурманской области;
- строительство нового порта на Черном море;
- строительство новых терминалов в Ванино и на Сахалине;
- развитие нефтеналивного терминала ВСТО в порту Восточный до грузооборота в 50 млн. тонн;
- реконструкция объектов федеральной собственности в портах, имеющих региональное значение.
Одновременно планируется строительство около 100 судов специализированного флота, а также транспортного флота дедвейтом не менее 6 млн. тонн.
Мы рассчитываем, что к концу 2015 года портовые мощности не только полностью обеспечат потребности экономики страны во внешнеторговых перевозок, но и будет создан 15-20 % резерв, необходимый для роста производства и развития транзитных перевозок.
Хочу отметить, что создана необходимая законодательная база.
Во-первых, принят закон о морских портах.
Если говорить коротко, он систематизировал понятие морской власти, обосновал применение взимания портовых сборов, упорядочил взаимоотношения в сфере имущественных и земельных отношений. Кроме того, решены вопросы определения границ морских портов. Земли, входящие в границы портов, оформляются как земли транспорта. Административно-властные и иные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта. Он должен соответствовать обязательным требованиям, установленным законом.
Законом определены цели государственного регулирования деятельности в морских портах:
- безопасность,
- комплексное развитие,
- равный доступа к услугам и др.
Во-вторых, в целях приведения системы государственного управления в соответствие с требованиям Закона и постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 г. № 773 проводится работа по присоединению государственных администраций рыбных портов к морским.
В-третьих, принципиально важно, что к моменту вступления закона в действие Росморречфлотом совместно с Минтрансом России была завершена работа по подготовке к утверждению и введение в действие новых ставок сборов в морских портах Российской Федерации.
Указанная работа велась по поручению Президента Российской Федерации о совершенствовании деятельности морских портов Российской Федерации (от 04.11.2005 № Пр-1839).
Новые ставки сборов и правила их применения предусматривают следующие принципиальные нововведения:
- Система и структура ставок портовых сборов и правил их применения полностью соответствует Закону о морских портах и другому действующему законодательству Российской Федерации.
- Ставки сборов установлены в национальной валюте, что позволяет избежать неоправданных экономических потерь как это было до недавнего времени, когда ставки сборов с иностранного флага были «привязаны» к доллару США.
- Изменен принцип исчисления портовых сборов (вместо условного объема судна, измеряемого в кубических метрах, расчет будет производиться по валовой вместимости судна (брутго-регистровый тоннаж судна), что соответствует мировой практике взимания портовых сборов.
- Оптимизируется структура портовых сборов, сокращается количество взимаемых и регулируемых государством портовых сборов.
Новая система портовых сборов в морских портах Российской Федерации — это не мертвая схема. Она базируется на принципе экономической обоснованности с учетом фактических и прогнозных показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и будет изменяться в процессе постоянного мониторинга.
В-четвертых, за прошедший период приняты дополнения в Федеральный закон 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предполагающие создание таких зон на территории портов.
Проведен первый конкурс и определена первая такая портовая особая экономическая зона — это порт Советская Гавань Хабаровского края.
Но выявлено много противоречий, касающихся именно портов. Это, в первую очередь, то, что управление в зоне переходит к администрации портовой особой экономической зоны, в том числе и в части, касающейся безопасности мореплавания и имущественных отношений. Поэтому в Государственную Думу внесены поправки к Закону, призванные убрать эти противоречия.
Также принято решение не проводить больше конкурсов до тех пор, пока не будет ясно, как реализуется закон в уже определенных первым конкурсом зонах.
Необходимо остановиться еще на одном вопросе.
В настоящее время, когда экономика России требует значительных капиталовложений, особое значение для развития портов имеет так называемое государственно-частное партнерство (на Западе оно называется частно-государственным).
Яркими примерами являются — порты Кавказ, Новороссийск, Усть-Луга. Кроме того, как пример ГЧП мы рассматриваем взаимодействие с крупными судоходными компаниями, осуществляющими интермодальные перевозки. Здесь на Юге — это компания «Палмали» - она строит новые суда (5-7 в год) на российских верфях и осуществляет перевозки грузов из Центральной России через Единую глубоководную систему внутренних водных путей России на порты Южной Европы.
Примеры можно продолжать, и мы будем это поддерживать.
ГЧП позволяет наиболее эффективно реализовывать дорогостоящие проекты в тех случаях, когда государственные ресурсы недостаточны или ограничены, а полная приватизация или создание конкурентной базы нецелесообразны.
Основными видами ГЧП являются концессии, подрядные договоры, арендные отношения, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и инвестиционные договоры. Все эти виды ГЧП у нас отработаны. Правда, менее всего — договор концессии. Мы только начинаем над этим работать.
Учитывая, что конференция носит название «ЮгТранс», хочу немного остановиться на развитии транспортного потенциала Юга России.
Активно развиваются порты Черноморского и Азовского бассейнов. В порту Новороссийск закончена реконструкция бункеровочного комплекса, вступил в строй высокопроизводительный зерновой терминал, продолжается строительство мощного контейнерного терминала.
Продолжается строительство морского порта Тамань, ориентированного на перевалку нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов.
Увеличатся мощности портов Таганрог и Ейск. Дальнейшее развитие порта Темрюк предусматривает строительство комплекса для перевалки попутного нефтяного газа.
В порту Туапсе начаты подготовительные работы по строительству, балкерного терминала для перевалки 3 млн. тонн минеральных удобрений. Планируется создание Южного грузового района порта мощностью 6 млн. тонн в год. Перевалку угля в перспективе планируется перевести в новый порт на Таманском полуострове.
Главными направлениями развития порта Кавказ являются дальнейшее развитие железнодорожного паромного комплекса и терминалов накатных грузов. Действуют железнодорожно-паромные линии на Украину, Грузию и автомобильные паромные линии на Турцию и Болгарию.
Паромное сообщение на Черном море получит дальнейшее развитие.
Сегодня у нас начнется заседание российско-турецкой Рабочей группы по смешанным перевозкам, в ходе которого будет обсуждаться Соглашение об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения между портами Кавказ и Самсун. Соглашение планируется подписать в конце этого года.
Также в нынешнем году было заключено аналогичное соглашение с Болгарией, и в настоящее время ведется подготовка к пробному рейсу.
Большое внимание уделяется применению в области морского транспорта технологий инновационного развития. Примером может служить сотрудничество с Морской государственной академией им. адмирала Макарова в Новороссийске. Современнейший ситуационный тренажер для обучения и повышения квалификации моряков в результате договоренности, достигнутой с компанией Совкомфлот, будет поставлен в Академию. Кстати, ректор Академии является председателем Совета ректоров наших отраслевых ВУЗов.
Лазерные створы, которые успешно используются в порту Туапсе, были разработаны в нашей Московской государственной академии водного транспорта.
Я уверен, что все это позволит реализовать цели национальной морской политики, которые заключаются в реализации и защите экономических и стратегических интересов России и укреплении позиции государства среди ведущих морских держав.
Благодарю за внимание!